Практическая часть олимпиады по ОБЖ

1 этап

Порядок выполнения норматива № 1 (одевание противогаза)

 

При надевании противогаза по команде «ГАЗЫ»:

Противогаз в «походном» положении. Участник задерживает дыхание, закрывает глаза. Снимает головной убор, а при опущенном подбородочном ремне откидывает головной убор назад. Вынимает противогаз из сумки. Берет шлем-маску обеими руками за утолщение края у нижней части так, чтобы большие пальцы ладони были снаружи, а остальные внутри ее. Прикладывает нижнюю часть шлем-маски под подбородок и резким движением рук вверх и назад натягивает ее на голову так, чтобы не было складок, а очковый узел располагался против глаз. Устраняет перекос и складки, если они образовались при надевании шлем-маски, делает полный выдох, открывает глаза и возобновляет дыхание.

 

Временные показатели и оценка за выполнение норматива № 1

 

Оценка по времени (секунд)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

7

8

10

 

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

Ошибки, снижающие оценку
 

На один балл

До «неудовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

2 этап

Порядок выполнения норматива № 4 (одевание ОЗК)

 

При надевании ОЗК в виде комбинезона по команде «Защитный комплект - НАДЕТЬ», «ГАЗЫ»:

Участник   снимает сумку с противогазом  и головной убор, снимает плащ в чехле и кладет все на землю. Надевает чулки, застегивает хлястики и завязывает тесьму на брючном ремне. Раскрывает чехол плаща и, взявшись за держатели, заносит плащ с чехлом за спину так, чтобы чехол находился на спине под плащом и надевает плащ в рукава. Продевает концы держателей в рамки внизу плаща и закрепляет в рамках держатели. Застёгивает центральные отверстия на центральный шпенёк сначала правой, а затем левой полой плаща и закрепляет их закрепкой. Застегивает полы плаща на шпеньки так, чтобы левая пола обхватывала левую ногу, а правая – правую. Держатели двух шпеньков, расположенные ниже центрального шпенька, закрепляет закрепками. Застегивает боковые хлястики плаща на шпеньки, обернув их предварительно вокруг ног под коленями. Застегивает полы плаща, оставив не застегнутыми два верхних шпенька. Надевает поверх плаща полевое снаряжение и сумку для противогаза. Переводит в «боевое» положение противогаз. Надевает головной убор. Надевает капюшон плаща на головной убор. Застёгивает два верхних шпенька. Заворачивает рукава плаща, достает из чехла и надевает перчатки; опускает низки рукавов плаща на краги перчаток, надев петли на большие пальцы.  

Временные показатели и оценка за выполнение норматива

Оценка по времени (минут секунд)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

в виде
комбинезона

в виде
комбинезона

в виде
комбинезона

4.35

5.00

6.00

 

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

 

 

 

 

 

 

Ошибки, снижающие оценку

На один балл

До «неудовлетворительно»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    б) не герметично присоединена противогазовая коробка.


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 этап

Порядок выполнения норматива

неполная сборка – разборка АК-74

 

Порядок неполной разборки АК-74

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Порядок сборки АК-74 после неполной разборки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Временные показатели и оценка за выполнение норматива

Наименование норматива

Условия (порядок) выполнения норматива

Вид оружия

оценка по времени (секунд)

«отлично»

«хорошо»

«удовлетворительно»

Неполная разборка оружия

   Оружие на подстилке, инструмент наготове. Участник находится у оружия.

   Норматив выполняется одним обучаемым.

   Время отсчитывается от команды «К неполной разборке оружия приступить» до доклада обучаемого «Готово»

АК-74

 

 

 

15

17

19

 

Сборка оружия после неполной разборки

   Оружие разобрано. Части и механизмы аккуратно разложены на подстилке, инструмент наготове.

   Норматив выполняется одним обучаемым.

   Время отсчитывается от команды «К сборке оружия приступить» до доклада обучаемого «Готово»

АК-74

25

27

32

 

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

Ошибки, снижающие оценку
 

На один балл

 

 

 

4 этап.

Выполнение стрельб из пневматической винтовки

Условия выполнения стрельб из пневматической винтовки

 

Цель — мишень, установленная на уровне глаз стреляющего участника.

Дальность до цели — 10 м.

Количество пулек — 5 шт.

Время на стрельбу — не более 3 мин.

Положение для стрельбы — лежа (стоя, сидя) с упора.

 

Размер мишени: общий диаметр 12,5 см, диаметр черного круга 6 см.

 

Оценка:

 

 

 

Выбито очков

40

36

32

28

24

20

16

12

8

4

Отметка (баллы)

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

 

 

5 этап.

Выполнение нормативов по оказанию первой помощи

Задание I. Вскрытие пакета перевязочного индивидуального.

Условия выполнения норматива. Учащийся держит пакет в левой руке и по команде преподавателя вскрывает его, вынимает булавку и прикалывает к своей одежде, не застегивая ее, чехол пакета кладет на стол наружной стороной, развертывает подушеч­ки, не нарушая стерильности поверхностей, соприкасающихся с раной (не прошитых цветными нитками). Выполнение норматива завершено, когда учащийся развернул пакет и в левой руке держит конец, а в правой — скатку бинта.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл.

Нарушение стерильности; не развернуты полностью подушеч­ки; неправильное положение конца и скатки бинта в руках.

Время выполнения норматива.

«отлично»   25с

«хорошо»   30с

«удовлетворительно»   35с

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

Задание 2. Наложение первичной повязки: на голову «чепцом», на предплечье, локтевой, коленный и голеностопный суставы.

Условия выполнения нормативов. Перевязочный материал (бинты нестерильные, завернутые в бумагу, считаются условно сте­рильные) лежит на столе рядом со статистом, которому наклады­вается повязка.

Допускается наложение повязки поверх одежды. Статист рас­полагается в удобном для наложения повязки положении. По за­данию и команде преподавателя учащиеся накладывают указанную каждому повязку. Выполнение норматива завершается закрепле­нием конца бинта.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл. Непра­вильное положение бинта в руках; нарушение стерильности; нало­жение повязки не на ту область (сторону); не закрепление повязки.

Время выполнения норматива

Повязка «чепцом» на голову:

«отлично» — 2 мин.30 сек.,

«хорошо» — 2 мин.50 сек.,

«удовлетвори­тельно» — 3 мин.10 сек;

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

Повязка на предплечье, локтевой, плече­вой, коленный и голеностопный суставы:

«отлично» — 1 мин.50 сек.,

«хорошо» —2 мин.,

«удовлетворительно» — 2 мин.10 сек.

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

Задание 3. Наложение кровоостанавливающего жгута (закрут­ки) на бедро и плечо.

Условия выполнение нормативов. Статист, которому накла­дывают жгут (закрутку), лежит в удобном положении. Учащийся держит развернутый жгут в руках. Материал для наложения зак­рутки лежит на столе рядом. Жгут (закрутка) накладывается на одежду. На столе рядом лежит блокнот и карандаш. По заданию и команде преподавателя учащийся накладывает жгут (закрутку) на указанную область. Указывает время их наложения (часы, минуты) и записку подкладывает под последний ход жгута (закрутки), кон­тролирует отсутствие пульса на периферическом сосуде. Этим за­канчивается выполнение норматива.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл.

-    наложе­ние жгута (закрутки) не на ту область (сторону);

- чрезмерное пере­тягивание конечности или наличие пульса на периферическом сосуде;

-  не записано время наложения жгута (закрутки); наложение жгута (закрутки) на голое тело.

Время выполнения норматива

Наложение кровоостанавлива­ющего жгута на плечо, бедро:

«отлично» — 25 сек.,

«хорошо» — 30 сек,

«удовлетворительно» — 35 сек.;

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

Наложение закрутки на плечо, бедро:

«отлично» — 45 сек.,

«хорошо» — 50 сек.,

«удовлетворительно» — 55 сек.

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

Задание 4. Иммобилизация плеча, предплечья, бедра, голени подручными средствами при переломах.

Условия выполнения нормативов. Статист при иммобилиза­ции верхней конечности сидит, при иммобилизации нижней ко­нечности лежит. Подручные средства иммобилизации: полоски фанеры, рейки и др. длиной 30-50 см, 70-150 см, а также бинты косынки и вата — в нужном количестве лежат на столе.

Подбирают и подгоняют подручные средства иммобилизации сами учащиеся в соответствии с заданием.

Время на их подготовку не учитывается. Иммобилизация при переломах проводится без наложения повязки и поверх одежды.

Возможные ошибки, снижающие оценку на 1 балл. Плохо по­догнаны подручные средства иммобилизации; неправильное поло­жение, приданное конечности; имеется подвижность в двух близлежащих к перелому суставах (при переломах бедра непод­вижными должны быть тазобедренный, коленный и голеностоп­ный суставы); при иммобилизации плеча и предплечья рука не подвешена на косынке.

Время выполнения нормативов

 Иммобилизация при перело­ме плеча:

«отлично» — 4 мин.,

 «хорошо» — 4 мин.30 сек.,

«удовлетво­рительно» — 5 мин.

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

Иммобилизация при переломе предплечья:

«отлично» — 2 мин.40 сек.,

 «хорошо» — 3 мин.10 сек.,

 «удовлетвори­тельно» — 3 мин.40 сек.

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

 Иммобилизация при переломе бедра:

«от­лично» — 4 мин.45 сек.,

 «хорошо» — 5 мин. 30 сек.,

 «удовлетворительно» — 6 мин.

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

 

 

6 этап.

Пожарная полоса

 

Условия этапа: С линии старта участник пробегает 20 метров, берет скатанный пожарный рукав и ствол, возвращается обратно. Раскатывает рукав, подсоединяет один из его разъемов к пожарному крану, к другому - ствол. Раскатывает рукав на всю длину. Далее пробегает 15 метров до огнетушителя, берет его и двигается еще 15 метров к месту возгорания. Тушит очаг возгорания и возвращается к месту старта. Этап закончен.

 

Оценка за выполнение:

10 баллов – лучший результат по времени (наименьшее время);

7 баллов – второй результат;

5 баллов – третий результат;

0 баллов – четвертый и последующие результаты.

Теоретический блок 

 

 

Тестовые задания для Олимпиады по ОБЖ  для 10 – 11 классов

 

Выберите из предложенных вариантов правильный, по Вашему мнению, ответ. Отметьте его, обведя кружком букву, обозначающую вариант ответа (отделённую скобкой). За каждый правильный ответ на вопрос теста участник получает 2 (два) балла. Если на вопрос есть два и более правильных варианта ответа, то баллы суммируются. Если на вопрос дан неправильный ответ, то он оценивается в 0 (ноль) баллов. Для определения общей оценки участника все набранные им баллы суммируются. Победителем является тот участник, кто набрал большее количество баллов.

 

1. В солнечный полдень тень указывает на:

а) Юг;

б) Север;

в) Запад;

г) Восток.

 

2. Опасными местами в любое время суток могут быть:

а) Подворотни, заброшенные дома, закрытые задние дворы, пустыри, пустующие стройплощадки;

б) Парикмахерская, ремонтная мастерская, любой магазин, кафе, бар;

в) Отделение милиции, пожарная часть, почта, больница, поликлиника, видеотека.

 

 

3. В соответствии с УК РФ преступлением признается:

а) Противоправное действие, посягающее на честь и достоинство граждан;

б) Действие, сознательно нарушающее требования Конституции РФ, законодательных и нормативно-правовых актов;

в) Общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания.

 

 

4. Назовите систему, созданную в России для предупреждения и ликвидации ЧС:

а) Система наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

б) Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС;

в) Система сил и средств для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

 

 

5. Укажите, какой закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства:

а) Федеральный закон «Об обороне»;

б) Федеральный закон «О гражданской обороне»;

в) Закон РФ «О безопасности».

 

 

6.  Гигиена – это:

а) Наука о чистоте тела и жилища;

б) Наука о здоровье и гигиенических требованиях, предъявляемых к здоровью человека;

в) Наука, изучающая влияние внешней среды на здоровье отдельного человека и всего населения, разрабатывающая гигиенические нормы и правила сохранения здоровья, высокой трудоспособности и продления активного долголетия.

 

 

 7. Какие функции выполняет кожа человека?

а) Оберегает организм от механических и химических повреждений, от проникновения во внутреннюю среду патогенных микроорганизмов, регулирует температуру тела, дает возможность осязать предметы, чувствовать боль, тепло, холод;

б) Защищает внутренние органы от воздействия солнечной радиации, регулирует обмен веществ в организме, дает возможность вредным веществам, скапливающимся в организме, выходить через поры наружу;

в) Оберегает организм от физических воздействий среды обитания, регулирует давление и температуру внутри тела человека в зависимости от параметров среды обитания, создает барьер для проникновения в организм инфекций и болезнетворных бактерий.

 

 

8.  Из предложенных выберите ответ, который объясняет, почему волосы можно безболезненно подстригать:

а) При стрижке не затрагиваются луковицы волос;

б) Клетки волос содержат пигмент, защищающий волосы, тем более при стрижке;

в) Волосы лишены нервных окончаний.

 

 

9. Одним из лучших для изготовления одежды являются:

а) Хлопчатобумажные ткани;

б) Искусственные материалы;

в) Полимерные волокна;

г) Прорезиненные ткани.

 

 

10. Почему необходимо отдавать предпочтение обуви на небольшом каблуке?

а) В обуви на небольшом каблуке распределение нагрузки происходит по всей поверхности стопы;

б) Высокий каблук перемещает центр тяжести при ходьбе и вызывает перенапряжение связок и мышц ног;

в) У высокого каблука меньше площадь опоры, что может привести к травме.

 

 

11. Сифилис передается только при очень тесных контактах:

а) В 95% случаев – половым путем, в 5% - контактно-бытовым;

б) В 75% случаев – половым путем, в 25% - контактно-бытовым;

в) В 55% случаев – половым путем, в 45% - контактно-бытовым;

 

 

12. Заражение гонореей происходит:

а) При попадании микроба через кожу здорового человека;

б) При попадании микроба через кровь здорового человека;

в) При попадании микроба на половые органы здорового человека.

 

 

13. Синдром приобретенного иммунодефицита (СПИД) – это болезнь, имеющая вирусную природу. Вирус СПИДа – вирус иммунодефицита человека (ВИЧ) поражает:

а) Центральную нервную систему, опорно-двигательный аппарат и кровеносную систему человека;

б) Внутренние органы: легкие, печень, селезенку, поджелудочную железу, лимфатическую систему, вызывает раковые заболевания разных органов;

в) Клетки нашего организма, предназначенные для борьбы с вирусной инфекцией, способной поражать клетки головного мозга, вызывая серьезные неврологические расстройства.

 

 

14. Инкубационный период СПИДа:

а) От нескольких месяцев до 10 лет;

б) От нескольких месяцев до трех-пяти лет;

в) От нескольких дней до года.

 

 

15. Органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям на территориальном уровне создаются:

а) При органах внутренних дел субъектов РФ;

б) При органах исполнительной власти субъектов РФ;

в) При военных округах на территории РФ.

 

 

16. Химическое оружие – это оружие массового поражения, действие которого основано на:

а) Токсических свойствах некоторых химических веществ;

б) Изменении состава воздушной среды в зоне заражения;

в) Применении биологических средств.

 

 

 

17. К коллективным средствам защиты относятся:

а) Противогазы;

б) Респираторы;

в) Убежища;

г) Средства защиты кожи;

д) Противорадиационные укрытия (ПРУ).

 

 

18. От каких факторов оружия массового поражения защищает убежище?

а)  От всех поражающих факторов ядерного взрыва;

б)  От всех поражающих факторов ядерного взрыва, от химического и бактериологического оружия;

в) От химического и бактериологического оружия, а также радиоактивного заражения;

г) От ударной волны ядерного взрыва и обычных средств поражения.

 

 

19. Многолетние исследования специалистов в разных странах мира показали, что здоровье человека на 50% зависит от:

а) Образа жизни;

б) Экологических факторов;

в) Наследственности;

г) Состояния медицинского обслуживания населения.

 

 

20. С биологической точки зрения иммунитет – это:

а) Функциональное состояние организма под воздействием инфекционного заболевания;

б) Способ защиты внутреннего постоянства организма от живых тел или веществ, несущих в себе признаки генетически чужеродной информации;

в) Механизм выработки специальных веществ, противодействующих попаданию инфекции в организм человека.

 

 

21. Каким из нижеперечисленных правил вы воспользуетесь, возвращаясь вечером домой:

а) Идти кратчайшим путем через дворы, свалки и плохо освещенные места;

б) Идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;

в) Воспользуетесь попутным транспортом;

 

22. Средства коллективной защиты – это:

а) Средства защиты органов дыхания и кожи;

б) Легкие сооружения для защиты населения от побочного действия атмосферы;

в) Инженерные сооружения гражданской обороны, защищающие от оружия массового поражения и других современных средств нападения.

 

23. От каких поражающих факторов защищает противорадиационное укрытие?

а) От ударной волны, радиоактивного заражения и химического оружия;

б) От химического и бактериологического оружия;

в) От радиоактивного заражения.

 

24. Ведение гражданской обороны на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается:

а) С началом объявления о мобилизации взрослого населения;

б) С момента объявления или введения президентом РФ чрезвычайного положения на территории РФ или в отдельных се местностях;

в) С момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения президентом РФ военного положения на территории РФ и в отдельных се местностях.

 

25. Из приведенных определений выберите принятое Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье человека – это…»:

а) Отсутствие болезней и физических недостатков;

б) Отсутствие у него болезней, а также оптимальное сочетание здорового образа жизни с умственным и физическим трудом;

в) Состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков.

 

26. К органам иммунной системы человека относятся:

а) Легкие, сердце, кровь, головной мозг;

б) Почки, легкие, поджелудочная железа, нервная система;

в) Костный мозг, печень, селезенка, лимфатическая система.

 

27. Военная доктрина – это:

а) принятая в государстве на данное время система официальных взглядов на использование средств военного насилия в политических целях, на характер военных задач и способы их решения, на основные направления военного строительства;

б) план военного строительства на определенный период;

в) ежегодной анализ военно-политической обстановки на вероятных театрах военных действий;

г) план подготовки государства к войне.

 

28. Военная доктрина РФ состоит из:

 

а) двух основных разделов;

б) трех основных разделов;

в) четырёх основных разделов;

г) пяти основных разделов.

 

 

 

29. Современная структура Вооруженных Сил РФ включает в себя:

 

а) 5 видов Вооруженных Сил РФ;

б) 3 вида Вооруженных Сил РФ и 3 рода войск Вооруженных Сил РФ;

в) 3 вида Вооруженных Сил РФ;

г) 4 вида Вооруженных Сил РФ.

 

 

30. Артиллерия впервые была выделена в самостоятельный род войск в результате военной реформы:

а) Ивана Грозного;

б) Петра 1;

в) Д.А. Милютина;

г) В.А. Сухомлинова.

 

31. Исполнение обязанностей военной службы относится к разряду:

а) специфических профессиональных задач;

б) общественных задач;

в) государственных задач;

г) корпоративных задач.

 

32. Разведение костров, сжигание мусора на территории предприятия или во дворе:

а) запрещается;

б) разрешается, если расстояние от места сжигания до зданий и сооружений составляет более 50 м;

в) разрешается в присутствии сотрудника противопожарной службы;

г) разрешается, если место сжигания обнесено барьерным ограждением.

 

33. Процесс горения протекает при наличии:

а) возможности для теплообмена;

б) горючего вещества, окислителя и источника воспламенения;

в) горючего вещества и восстановителя.

 

34. Какой степени ожог, если на обожженной поверхности появились пузыри, наполненные прозрачной жидкостью:

а) первой степени;

б) второй степени;

в) третьей степени;

г) четвертой степени.

 

35. Для приведения в действие углекислотного огнетушителя следует:

а) сорвать пломбу, выдернуть чеку;

б) перевернуть и стукнуть огнетушитель об пол;

в) направить раструб на пламя;

г) нажать рычаг.

 

36. Для вызова пожарной охраны с мобильного телефона Билайн необходимо набрать следующий номер:

а) 02;

б) 01;

в) 010;

г) 001

        

37. Причиной пожара в жилых зданиях может стать:

а) отсутствие первичных средств пожаротушения;

б) неисправность внутренних пожарных кранов;

в) неосторожное обращение с пиротехническими изделиями;

г) незнание правил пожарной безопасности

 

38. Каким должно быть место для разведения костра

а) место разведения костра должно быть не далее 10 метров от водного источника;

б) место разведения костра необходимо очистить от травы, листьев, неглубокого снега;

в) в ненастную погоду надо разводить костер под деревом, крона которого должна превышать основание костра на 6 метров

 

39. Что запрещается делать при разведении костра?

а) использовать для костра сухостой

б) разводить костер возле источника воды;

в) разводить костер на торфяных почвах;

г) использовать для костра сухую траву;

д) оставлять дежурить возле костра менее 3-х человек

 

40.На сколько категорий подразделяются помещения по взрыво-пожарной опасности, назовите их:

а) 3 (А, Б,В)

б) 8 (А, Б, В1-В4, В, Г,Д)

в) 5 (А,Б,В, Г, Д)

г) 7  (А,Б,В1, В2, Г, Д, Е)

 

41. Косвенное тушение — метод борьбы с лесными пожарами это:

а) создание заградительных полос и барьеров на пути распространения огня;

б) тушение пожара грунтом;

в) тушение пожаров искусственно вызванными осадками.

 

42. На сколько степеней огнестойкости подразделяются здания и пожарные отсеки? Назовите их:

а) 5 (I, II, III, IV, V).

б) 6 (1, 2, 3, 4, 5, 6)

в) 3 (1, 2, 3)

г) 7 (А, Б, В1-В2, Г, Д, Е)

 

Заполните таблицу:

 

Запишите в таблицу Ваши действия в случае возникновения пожара в квартире, в очерёдности их выполнения. За каждое верное действие начисляется по 2 (два) балла. За не правильное – 0 (ноль) баллов. За нарушение последовательности – снимается 1 (один) балл.

 

43. Порядок Ваших действий, если в квартире возник пожар

 

1.

 

2.  

 

3.  

 

 

 

44. Порядок Ваших действий при эвакуации из горящего помещения

 

1.  

 

2.

 

3.  

 

4.

 

5.  

 

6.  

 

 

         45. Порядок Ваших действий, если нет возможности покинуть квартиру при пожаре в доме

 

1.  

 

2.  

 

3.  

 

4.

 

5.

 

6.

 

46. Порядок Ваших действий при загорании телевизора

 

1.

 

2.

 

3.

 

4.

 

 

 

47. При помощи стрелок установите связь между приведенными понятиями и их определениями:

 За каждую правильно установленную связь начисляется 2 (два) балла. За неверно указанную – 0 (ноль) баллов.

 

Строй

 

Расстояние от первой шеренги (впереди стоящего военнослужащего) до последней (позади стоящего военнослужащего), а при действиях на машинах — расстояние от первой линии машин (впереди стоящей машины) до последней (позади стоящей машины)

 

 

 

Интервал

 

Расстояние в глубину между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями

 

 

 

Дистанция

 

Расстояние по фронту между военнослужащими (машинами), подразделениями и частями

 

 

 

Глубина строя

 

Установленное уставом размещение военнослужащих, подразделений и частей для их совместных действий в пешем порядке и на машинах

 

 

 

 

 

Ответьте на вопросы:

 

Дайте письменные ответы на  вопросы. За правильный ответ начисляется 2 (два) балла. За неверные ответы – 0 (ноль) баллов.

        

48. На какие классы подразделяются пожары в зависимости от вида горючих веществ и материалов?

 

49. Перечислите виды огнетушителей по виду применяемого огнетушащего вещества:

 

50. Если Вы оказались в зоне лесного пожара Ваши действия:

 

51. Перечислите поражающие факторы при авариях на пожаро- и взрывоопасных объектах:

 

52.Назовите основные правила обращения с газовыми приборами и оборудованием:

 

53. Перечислите способы тушения лесного пожара:

 

54. Назовите основные причины возникновения пожаров.

55. Чем нужно тушить горящие электропровода, электромоторы и другие электроагрегаты, находящиеся под напряжением? Можно ли их тушить водой?

56.  Почему в жилых домах, где используется печное отопление, дымоходы  на чердаке должны быть всегда побелены?

57.  Назовите огнегасительные средства, которые применяются при тушении пожаров.

58.  Почему горящий керосин или бензин нельзя тушить водой?

59.  Какая бочка опаснее в случае поднесения к ней огня, наполненная бензином или порожняя в которой остались остатки бензина?

60.  Почему в школах и других общественных зданиях выходные двери из помещений устраивают открывающимися наружу?

61. Какие первичные средства пожаротушения Вы знаете?

62. Что такое пожарный гидрант, чем он отличается от пожарного крана?

63. Какие действия необходимо предпринять гражданину при обнаружении пожара или признаков горения (задымление, запах гари, повышение температуры и т. п.)?

64. Назовите три условия, при которых происходит горение.

65. Какие действия необходимо предпринять, если на человеке загорелась одежда?

66. Как действовать в случае пожара при невозможности самостоятельно эвакуироваться на улицу, а дым заполнил коридоры и лестничную клетку?

67. Почему раньше в городах, в которых преобладали деревянные дома, некоторые улицы были «кривые»?

68. Сколько существует степеней ожогов. Какой из них наиболее опасный для организма человека.

69. Какие основные поражающие факторы пожара Вы знаете? Чем они опасны для организма человека?

70.   Назовите основные меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в быту.

71. Назовите основные требования, которые предъявляются гражданам с целью выполнения законодательства в области пожарной безопасности:  

72. Объясните почему для защиты органов дыхания на пожаре нельзя использовать общевойсковой  противогаз.

73. Какие Вы знаете легковоспламеняющиеся жидкости?

74. Каким правовым документом определяется содержание воинской обязанности?

 

75. Назовите основные государственные и военные символы РФ

 

76. В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» Вооруженные Силы РФ предназначены для_______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Авторская работа 

 

Основы психологической помощи в кризисных ситуациях

 

Элективный курс

 

Николаев А.Н.

Преподаватель – организатор ОБЖ, практический психолог

г.Новочебоксарск

 

 

 

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 г. №1756 – р, на старшей ступени общеобразовательной школы ставиться задача создания «Системы специализированной подготовки (профильного обучения), ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда». Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования утверждена приказом Министерства образования РФ №2783 от 18.07.2002г. Профильное обучение в старшей школе (10-11-классы) предполагает предпрофильную подготовку в 9-м классе, представляющую собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, направленную на их самоопределение в отношении профиля обучения. Предпрофильная подготовка включает в себя, в частности, набор элективных (по выбору учащегося) курсов (информационное письмо Департамента общего и дополнительного образования Министерства образования РФ от 13.11.2003г. №4-51-277/13 «Элективные курсы в профильном обучении).

 

Объем курса: 17 ч (1 ч в неделю, одно полугодие). Программа курса может быть расширена до 34 ч (1 ч в неделю в течение учебного года) за счет более глубокого рассмотрения предложенного содержания.

 

Цель: формирование у учащихся целостного представления об устройстве человека и опасных кризисных ситуациях психологического, психического характера, которые могут возникнуть в их жизни, о способах распознавания и мерах защиты от этих последствий.

 

Сформулированная цель ставит следующие задачи курса:

- ознакомление учащихся с опасностями психологического, психического характера, угрожающими человеку в кризисных ситуациях;

- изучение методов и приемов защиты от психологических воздействий и позволяющих минимизировать возможный ущерб для личности, ее здоровья, жизни и благополучия;

- выработка умений оказания психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях

 

Организация работы по данному курсу.

Основными методами обучения являются: проблемно-поисковый метод изложения нового материала, направленный на творческое осмысление и принятие излагаемых учителем позиций; беседы с элементами дискуссий; интерактивные методы обучения. Целесообразна на занятиях групповая работа с последующей презентацией результатов обсуждения тех или иных проблем и выводов, сделанных группой. Занятия на психологическую безопасность при общении, на принятие решения с отдаленными последствиями экстремальных ситуаций.

Формы организации деятельности учащихся традиционные: осмысленное слушание и ответы на вопросы, работа с литературой, конспектирование – и инновационные: участие в дискуссиях, выступление перед классом с презентациями и с сообщениями, работа в малых группах, тренинги и практические занятия.

 

Материально – техническое обеспечение:

1.Джон «Лофти» Уайзман., Полное руководство по выживанию; пер. с англ. Ю. Суслова. – М.: АСТ:Астрель, 2010. – 576 с.: ил.

2.Виртуальная агрессия. Видеофильм режиссера Валентина Матвеева, Леннаучфильм, 2001.

3.Сахаджа Йога (часть 2). Видеофильм режиссера Софии Ливандовской, Творческое объединение «Перекресток», 1998.

 

 

Ожидаемые результаты могут быть сведены к следующим:

- развитие психологической устойчивости учащихся в целом и как частность, развитие психологического аспекта культуры безопасности жизнедеятельности;

- приобретение учащимися знаний и практических умений по распознаванию и преодолению опасных ситуаций психологического характера, которые могут возникнуть в их жизни, о способах и мерах защиты от них;

- выработка у учащихся умений оказывать сопротивление деструктивному психологическому воздействию на них на основании целостного представления об устройстве человека.

 

Учебно - тематический план

 

Название раздела и темы уроков

Количество

часов

1

Вводный урок

1

2

Тело-психика-душа-дух

1

3

Установки и поведение человека

1

4

Классификация экстремальных ситуаций

1

5

Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях

1

6

Техники экстренной психологической помощи

1

7

Психогении в экстремальных ситуациях

1

8

Психогенные расстройства, наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций

1

9

Психология терроризма

1

10

Психологические портреты террориста и его жертвы

1

11

Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях

1

12

Психологический дебрифинг

1

13

Первая медицинская помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях

1

14

Стресс, травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР)

1

15

Основы психофизиологической и социальной реадаптации участников военных действий

1

16

Домашнее насилие

1

17

Эмоциональное насилие. Заключительный урок

1

 

Всего часов

17

                           

 

 

Содержание изучаемого курса

 

Урок 1. Вводный урок

 

Общие положения о предпрофильном курсе: цели, задачи, организация работы, вопросы проверки знаний. Понятие психологической безопасности личности и круг вопросов, рассматриваемых в рамках курса. Мотивация интереса учащихся на изучение курса и пожелания на включение тех или иных интересующих их аспектов темы.

 

Урок 2. Тело – психика – душа – дух

 

Понятие троичности человека, телесное, психическое и духовное. Как устроена психика человека и зачем человеку об этом знать.Психоматика.

 

Урок 3. Установки и поведение человека

 

Что такое установки и как они влияют на поведение человека. Откуда берутся установки. Установки, минующие сознание, и осознание установки.

 

Урок 4. Классификация экстремальных ситуаций

 

Чрезвычайная ситуация (экстремальная)  (ЧС) – обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия. которые могут повлечь за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потер и и нарушения условий жизнедеятельности людей.

Классификация ЧС: 1.Постепени внезапности; 2.По скорости распространения; 3.По масштабу распространения; 4.По продолжительности действия; 5.По характеру.

По источнику происхождения ЧС подразделяются на: 1.ЧС техногенного характера; 2.ЧС природного происхождения; 3.Чс биолого-социального характера.

 

Урок 5. Экстренная психологическая помощь в экстремальных ситуациях

 

Экстренная психологическая помощь оказывается людям в остром стрессовом состоянии (или ОСР – острое стрессовое расстройство). Это состояние представляет собой переживание эмоциональной и умственной дезорганизации. Главными принципами оказания помощи перенесшим психологическую травму в результате влияния экстремальных ситуаций являются:

- безотлагательность;

- приближенность к месту событий;

- ожидание, для нормального состояния восстановления;

- единство и простота психологического воздействия.

 

Урок 6. Техники экстренной психологической помощи

 

Симптомы  человека в экстремальной ситуации. Бред и галлюцинации, основные признаки, помощь. Апатия, основные признаки, помощь. Ступор, основные признаки, помощь. Двигательное возбуждение, признаки, помощь. Нервная дрожь, основные признаки, помощь. Плач, основные признаки, помощь. Истерика, основные признаки, помощь. Экстремальные ситуации, связанные с угрозой для жизни (захват террористами, ограбление, разбойное нападение). Сексуальное насилие, помощь.

 

Урок 7. Психогении в экстремальных ситуациях.

 

Психогенное воздействие экстремальных условий на человека. Травмирующее воздействие различных неблагоприятных факторов. Психопатологические расстройства в экстремальных ситуациях. Психогенные расстройства: непатологические (физиологические) реакции, патологические реакции, невротические состояния и реактивные психозы.

 

Урок 8. Психогенные расстройства, наблюдаемые во время и после экстремальных ситуаций.

 

Поведение человека во внезапно развившейся экстремальной ситуации. Аффективно-шоковые реакции и истерические психозы. Острые реакции на стресс. Адаптационные реакции:

- реакция утраты;

- затяжная депрессивная реакция;

- реакция беспокойства, страха, тревоги.

Наблюдаемые формы невроза, помощь.

 

Урок 9. Психология терроризма.

 

Мотивы террористической деятельности. Меры безопасности при угрозе проведения теракта. Действия при обнаружении взрывоопасного предмета. Захват заложников. Ситуация заложничества. Отсроченный страх. Страх ожидания смерти.

 

Урок 10. Психологические портреты террориста и его жертвы.

 

Специфическая личность, предрасположенная стать на путь терроризма. Психологические типы террористов. Стереотипные реакции террористического акта. Основные поведенческие следствия страха и ужаса. Психологические черты разных типов жертв террора. Пять основных слагаемых  массовой психологии жертв террора. Взаимоотношения с похитителями. Выбор безопасной позиции. Борьба с одиночеством. Поведение на допросе. Сбор информации о похитителях. Поведение при штурме здания спецподразделениями. Меры для выживания  на борту захваченного самолета.

 

Урок 11. Стихийное массовое поведение людей в экстремальных ситуациях.

 

Формы поведения толпы. Механизмы образования толпы. Четыре основных вида толпы. Психофизиологический механизм паники. Два вида паники. Факторы превращения в паническую толпу. Средства борьбы с паникой.

 

Урок 12. Психологический дебрифинг

 

Дебрифинг – метод работы с групповой психической травмой. Цель дебрифинга .Задачи дебрифинга. Фазы дебрифинга:

- проработка основных чувств участников и измерение интенсивности стресса;

- детальное обсуждение симптомов и обеспечение чувства защищенности и поддержки;

- мобилизация ресурсов, обеспечение информацией и формирование планов на будущее.

 

Урок 13. Первая медицинская помощь пострадавшим в экстремальных ситуациях

 

   Методы определения состояния и степени травмирования пострадавших. Осмотр пострадавшего. Травмы и ушибы. Искусственное дыхание. Непрямой массаж сердца. Остановка кровотечения. Травматический вывих. Растяжение и разрыв. Перелом. Виды шин. Травматическая ампутация конечностей. Травмы брюшной полости. Ожоги. Обморожения. Утопления. Первая помощь.Посттравматическое стрессовое расстройство: модели и диагностика.

 

Урок 14. Стресс, травматический стресс и посттравматическое стрессовое расстройство  (ПТСР)

 

Реакция тревоги. Стадия резистентности. Стадия истощения. Фазы психологической реакции на травму. Расстройства, развивающиеся в результате пережитой катастрофы. Диагностические критерии ПТСР. Подвиды посттравматических стрессовых ситуаций. Диссоциативные симптомы. Повторное переживание событий. Диагностика хронического изменения личности после переживания экстремальной ситуации. Типы травматических ситуаций. Индивидуальная уязвимость и психологические последствия травмы.

 

Урок 15. Основы  психофизиологической и социальной реадаптации участников военных действий.

 

 Обучение методам самонаблюдения и самооценки. Работа с опорами (внутреннее равновесие). Работа с агрессией. Работа с границами. Работа с физическим образом Я. Работа с мышечными запорами.

 

Урок 16. Домашнее (семейное) насилие

 

Характерные признаки поведения потенциальных жертв насилия. Набор черт характера указывающих на склонность к насилию. Травматический синдром изнасилования (ТСИ). Факторы психической травмы, связанные с сексуальным насилием. Специфика оказания помощи пострадавшим от насилия. Стадии терапии в работе с последствиями насилия.

 

Урок 17. Эмоциональное насилие

 

Изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального социального общения. Угрюмость, отказ от обсуждения проблем. «Торговля запретами». Оскорбление. Терроризирование. Поддержание постоянного напряжения. Брань, издевки. Запугивание наказанием. Моральное разложение. Поведение родителей. Поведение детей. Физиологические реакции ребенка.

 

Заключительное занятие

 

Подведение итогов работы по программе курса и оценивание деятельности учащихся: открытый урок с приглашением администрации и учителей школы или итоговая конференция.

 

 

 

 

 

 Опыт работы.

На протяжении 7 лет работы, являюсь руководителем ассоциации преподавателей - организаторов ОБЖ города Новочебоксарска. С 2006 года в МОУ "СОШ№10" являюсь наставником - воспитателем кадетских классов МЧС "Юный спасатель". Совместно с коллегами разработаны программы и спецкурссы по обучению и сопровождению кадетских классов "Юный спасатель".

 БОГУ - ДУШУ, ЖИЗНЬ - ОТЧИЗНЕ, ДОЛГ - СЕБЕ, ЧЕСТЬ - НИКОМУ!

Николаев Александр Николаевич

Адрес: Россия, Чувашия, г.Новочебоксарск


Телефон: 737092

E-mail: sacha_niknik@hotmail.com

Самый красивый город.

© france-72

Сделать бесплатный сайт с uCoz